РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Один из
принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок
может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое
его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания
развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит
от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет
рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый
словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной
педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её
результатов.
Рефлексия
может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на
любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в
общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти
с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить
способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из
функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и
эмоционального состояния
- рефлексия деятельности
- рефлексия содержания учебного
материала
Проведение рефлексии
настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью
установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения,
эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия
деятельности дает
возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска
наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе
проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида
рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных
этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения
поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде
графического организатора «рыбья кость»
Рефлексия
содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания
пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора
афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,
оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь
я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием
синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить
старое знание и осмысление нового.
Обычно в
конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того,
как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в
начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса,
увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу
высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного
экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Для
подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением
«Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и
письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения
предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается
все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали
положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для
достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не
понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось
непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не
нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» -
«интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке
и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу
придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии
Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков
в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами
учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для
учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут
содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь
пригодиться.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет
осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие
элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся
аргументировать свой ответ.
1.На уроке
я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
|
активно /
пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
|
Для
оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке
предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Обсуждая в
конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно
оценить свою активность и качество работы.
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться
одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент
деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад
друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой
вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании
личностной значимости каждого.
Концепция
развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах
(индивидуальный, групповой, коллективный) Коллективная учебная деятельность
создает условия для овладения иноязычным общением. Поэтому рефлексивная
деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и
групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков
уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс
работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Как общение
в ходе работы влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
На каком
уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
- обмен информацией
- взаимодействие
- взаимопонимание
- были равномерно задействованы
все уровни
Какого
уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении
задания?
- недостаток информации
- недостаток средств коммуникации
(речевых образцов, текстов и др.)
- трудности в общении
Какой стиль
общения преобладал в работе?
- ориентированный на человека
- ориентированный на выполнение
задания
Сохранилось
ли единство группы в ходе выполнения задания?
- в группе сохранилось единство и
партнерские отношения
- единство группы в ходе работы
было нарушено
Кто или что
сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
- лидер, выдвинувшийся в ходе
работы
- нежелание наладить контакт
большинства участников группы
- непонимание задачи, поставленной
для совместной работы
- сама задача оказалась
неинтересной, трудной
Рефлексивная
контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной
деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие
взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель
которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся
сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения,
пожелания и т.д.
Все, что
делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а
подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств
современной личности: самостоятельности, предприимчивости и
конкурентоспособности.
Однако,
процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна
проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким
образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя,
позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого
ученика.
Использованная
литература:
- Ариян М.А. «Повышение
самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным
языкам», журнал «ИЯШ» №6, 1999 год, с.17
- Винярская О.А. «Развитие
личности учащегося на уроках иностранного языка», журнал
«Учитель.ru» , 2001
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.
«Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство
«Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.
Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель»,
Ростов-на-Дону, 2004 г.
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е.,
Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для
классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура»,
2002г.
- «Модернизация образовательного
процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения.
Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под
ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт
новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г
- Соколова Л.А. «Рефлексивный
компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и
учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г
- Якиманская И.С.
Личностно-ориентированное обучение в современной школе - М.:
«Сентябрь», 1996
|